Фэндом

Карельская Республика
Karjalan tašavalta

Федеративная Республика (1925 - 1936)
Президентская Республика (1936 - 1943)
Военная диктатура (1943 - 1945)
30px
10 января 1925 года — 30 декабря 1945 года

30px
 
30px
2000px-KarelianNationalFlag.svg.png 2000px-Coat of Arms of Republic of Karelia.svg.png
Флаг Карельской Республики Герб Карельской Республики
Гимн
«Край родной — Карелия!»
2000px-Europe-Kareliamin.png
Карта с обозначением городов и областей
Столица Яанисалинна (1925-1943)
Ухта (1943-1945)
Язык(и) Карельский, финский
Религия Светское государство
Денежная единица Карельская марка
Форма правления Республика
Президент
 - 1925-1929 Сергей Александрович Тихонов
 - 1929-1936 Отто Вильгельмович Куусинен
Военный диктатор
 - 1936-1940 Павел Степанович Прокконен
 - 1940-1943 Марк Васильевич Ухтен
 - 1943-1944 Иван Ильич Сенькин
 - 1944-1945 Лаури Мальмберг
История
 - 10 января 1925 года Создание
 - 5 сентября 1925 Утверждение проекта конституции
 - 12 сентября 1936 Военный переворот; Переход к Президентской Республике; Президент - Павел Степанович Прокконен
 - 1 января 1943 Новый военный переворот; Переход к военной диктатуре; Диктатором становится Иван Ильич Сенькин

Карельская Республика (карел. Karjalan tašavalta) — государство на территории Карелии, существовавшее с 1925 по 1945 год. Первоначально и до 1943 года столицей был город Петрозаводск, однако после военного «коричневого» переворота в стране столица была перенесена в город Ухта.

География Править

Республика расположена в Северной Европе. Омывается Белым морем на северо-востоке. Основной рельеф республики — холмистая равнина, переходящая на западе в Западно-Карельскую возвышенность. Ледник, отступая на север, сильно изменил рельеф Карелии — появились во множестве моренные гряды, озы, камы, озёрные котловины. Высочайшая точка Республики Карелия — гора Нуорунен. С востока, севера и юга Карельская Республика граничит с Советским союзом, а с запада — с Финляндией и, одновременно, Союзом северо-европейских государств.

Административное деление Править

По регламенту об административном делении, изданном в начале 1925 года Республика Карелия разделялась 16 уездов и 2 городских округа. Уезды управлялись губернаторами, а городские округа — специальными военными губернаторами. Уезды делились на районы, а те — на общины.

Столицей был город Яанисалинна (бывший Петрозаводск). Самыми крупными городами были Ухта, Лоухи, Пряжа и Суоярви.

История Править

14 октября в Олонецкой республике и Северокарельском государстве был проведён референдум «Об объединении Олонецкой Республики и Северокарельского государства». На выборы пришло до 95 % населения. 89 % избирателей проголосовали за объединение, а оставшиеся 11 % - против.

13 января 1925 года председателем Временного правительства был назначен Тихонов. 3 февраля были проведены президентские выборы, на которых победил председатель Временного правительства. 7 февраля 1925 года были проведены парламентские выборы, на которых победила Национальная партия Карелии.

В начале апреля в Вологде начались русско-карельские переговоры, на которых представители Российской Республики официально заявили о признании Карельского государства и продали ему несколько кораблей, а также некоторое количество военной техники. В июне была принята конституция Карелии. Вскоре была произведена попытка сближения с Финляндией, но она с треском провалилась.

В результате правительство Тихонова стало крайне непопулярным и на очередных президентских выборах в 1929 году победил Отто Вильгельмович Куусинен. Он отверг политику сближения с Финляндией и начал сближение с образовавшимся Союзом Советских Социалистических Республик. Уже вскоре экономика Карелии начала быстро расти. Однако все действия тормозил парламент. Тогда Куусинен решил воспользоваться конституцией и распустил парламент, объявив в декабре 1929 года новые выборы, на которых победила Народная партия Карелии, им возглавляемая.

В марте 1931 года началось перевооружение армии. Вскоре была создана карельско-советская торговая кампания. Действия по укреплению сотрудничества СССР и Карелии сделали Куусинена крайне непопулярным в финляндских высших кругах. Тогда финны проспонсировали военный переворот, который случился в мае 1936 года. Куусинен был арестован, а потом расстрелян. К власти пришёл маршал Павел Степанович Прокконен, который сразу же начал сближение с Финляндией. Вскоре после переворота Прокконен упразднил должность Президента и объявил себя военным диктатором. 1 июля 1936 года был разогнан парламент. Выступления народа подавлялись.

В 1937 году был введён запрет на торговлю с СССР некоторыми товарами. В связи с этим курс карельской марки начал быстро падать. Экономисты из Финляндии не смогли остановить это падение. Начался рост цен, предприятия закрывались. 1 сентября 1939 года в городе Олонец началось восстание коммунистов. Была создана Олонецкая коммунистическая республика, продержавшаяся 29 дней. После взятия в городе начались массовые казни.

В 1940 году Прокконен умер и к власти пришёл Марк Васильевич Ухтен, который передал власть финскому представительству и уехал в свой домик, где занимался коллекционированием марок. Финны таки сумели удержать курс карельской марки, но восстановить экономику не смогли. Вскоре последние корабли карельских ВМФ были проданы на слом. В 1943 году Ухтена убили и власть перешла к Ивану Ильичу Сенькину, которого убили спустя месяц после назначения сторонники Лаури Мальмберга, который в прошлом был главой 4-го финского охранного корпуса. Вскоре он стал военным диктатором.

В это время в Европе шла Вторая мировая война, в которой Финляндия воевала на стороне блока Центральных держав. В середине 1945 года финское руководство, понимая, что в скором времени советские войска окажутся в столице - Хельсинки, решило втянуть в войну Карелию. Мальмбург послушно объявил войну СССР. Спустя неделю у Петрозаводска войска Карельской Республики были разбиты. Советские войска пока что не наступали на город, стягивая к своим позициям артиллерию. Тем временем в самом городе началось восстание коммунистов, которое быстро распространилось на другие города. Спустя три дня РККА начала наступление. Хрупкая карельская оборона рассыпалась.

Лаури Мальберг бежал на запад страны, где объявил о создании Западнокарельского государства. 30 декабря была взята Ухта и Карельское государство пало.

Вооружённые силы Править

Также на Фэндоме

Случайная вики